ЕГАИС на страже порядка

ЕГАИС для табака

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) нацелена на осуществление госконтроля над производимой продукцией той или иной отрасли. Изначально она создавалась для алкогольного рынка. Но, со временем, стала востребованной в иных областях. Так, c 2018 года, согласно Постановления Правительства РФ от 27.10.2017, к такой системе учета оборота товаров решено присоединить и табачную промышленность. Конечная цель такого решения – обеление табачной рыночной сферы, уменьшение доли контрафакта и повышение акцизных сборов.
Но, чтобы грамотно войти в систему, всем участникам рынка нужно перейти на цифровую маркировку товаров. А также обновить или закупить ПО, технику для серийного нанесения и считывания кодов.

Так, табачному производству потребуется маркировочное оборудование для нанесения двухмерных матричных кодов.
А рознице и оптовикам:

  • ТСД – терминалы сбора данных;
  • 2D сканеры;
  • ЭЦП – электронные цифровые подписи.

Схема прослеживаемости движения табака

Каждый из участников торговой цепи должен фиксировать данные в ИС. В начальном звене производитель, нанося уникальные двухмерные DataMatrix коды на продукцию, заносит всю информацию в ЕГАИС при отгрузке товара оптовику. Тот, в свою очередь, вводит коды при передаче розничным сетям. При продаже штрих-код сканируется продавцом и информация поступает в фискальный кассовый чек. После, оператор фискальных данных уведомляет информационную систему МОТП (мониторинга оборота табачной продукции) о выходе единицы из товарооборота.
В целом, непосредственное взаимодействие с ИС контроля товарооборота будет только у производителей и импортеров. Остальные звенья торговой цепочки участвуют через посредников (операторов ЭДО и ФД). И это упрощает внедрение системы.

Несколько слов о маркировке

Итак, цифровая маркировка продукции представляет собой процесс нанесения на каждую единицу товара уникального, некопируемого, непохищаемого матричного штрих-кода DataMatrix, генерируемого на базе ЦРПТ Честный ЗНАК. Он содержит в себе такие составляющие:

  • GTIN – международный код глобальной системы штрихового
  • кодирования GS1;
  • Криптографический шифр;
  • Идентификационный номер.

Сам код имеет компактные размеры, поэтому легко умещается на боковой поверхности любой пачки (в том числе «slim»-формата). Маркирование штрих-кодами осуществляется на производстве или складах крупного дистрибьютора (если речь идёт об импорте).

При желании потребитель сможет проверить подлинность покупаемого товара через специальное бесплатное мобильное приложение. Оно позволяет посредством сканирования кода и передачи данных в ИС МОТП получить сведения о месте производства, миграции и статусе исследуемого/приобретаемого товара. В случае обнаружения ошибки, нарушения фиксируются и передаются в контрольно-надзорные органы.

Пилотный (экспериментальный) проект маркировки табачной продукции проходил в два этапа, а стартовал с 15 января 2018 года. Он возымел положительные результаты, подчеркнув адаптируемость и масштабируемость цифровизации. Следующий шаг – обязательная маркировка с 1 марта 2019 года.

Головной офис
Россия г. Москва, ул. Малая
Семеновская улица, 11/2с4
+7 (495) 989-44-12
Дополнительные офисы
Россия г. Саратов,
ул. Московская, 66
Россия г. Томск,
пр. Ленина 30/2
Россия г. Кемерово,
ул. Тухачевского, д.22 б
+7 (495) 989-44-12
Республика Беларусь г. Могилев,
п-кт Пушкинский, д.40А
+7 (495) 989-44-12
Карта охвата
  • Могилев
    г.Могилев, п-кт Пушкинский, д.79Б, офис. 13
  • Москва
    г. Москва, Малая Семеновская д.11/2 стр.4
  • Саратов
    г. Саратов, ул. Московская, д. 66, оф. 502
  • Томск
    г. Томск, пр. Ленина 30/2, офис 216
  • Кемерово
    г. Кемерово, ул. Тухачевского, 22Б, офис 216