Маркировка табачной продукции – мощный инструмент обеления рынка

Что такое маркировка? Для чего она вводится в России?

  1. Что такое маркировка?
  2. Текущая ситуация в РФ с нелегальной продукцией
  3. Законы и подзаконные акты
  4. Причины введения маркировки

Определение маркировки

Маркировка табачной продукции представляет собой процесс нанесения на каждую пачку товара специально разработанного непохищаемого, некопируемого, уникального DataMatrix штрих-кода. Она является действенным методом борьбы с контрафактной продукцией и позволяет отследить полное движение товара – от завода-изготовителя до конечного потребителя.

Такая мера дает возможность:

  • минимизировать объемы контрафакта
  • вывести из тени нечестных производителей
  • нарастить объемы легального производства
  • наладить бизнес-маркетинг (переход на Индустрию 4.0 (принцип Just-in-Time)
  • электронный документооборот)
  • совершенствовать логистические цепочки
  • упорядочить складские запасы
  • оптимизировать контрольно-надзорную деятельность

В итоге потребитель получает качественный, легальный продукт. А в выигрыше остаются все, кроме нечестных «игроков» рынка.

Текущая ситуация в РФ с нелегальной продукцией

Ситуация с контрафактной продукцией в России до поры складывалась очень остро. Так, по данным независимых исследований «Kantar TNS», в I-ом квартале 2018 г. доля теневого оборота выросла до 7,7% (против 4,6% на состояние на период предыдущего года). Естественно, такое положение, связанное с влиянием нелегального табака, и на здоровье населения, и на экономику страны, требовало кардинальных изменений. Действенным инструментом решения вопроса выступила цифровизация.

Законы и подзаконные акты

О запуске экспериментального этапа маркировки продукции табачной отрасли гласило Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433. Координатором эксперимента изначально выступил Минпромторг России.

Немногим позже – 31.12.2017 года принят закон № 487-ФЗ, который стал отправной точкой разворачивания общего процесса цифровизации в нашей стране. Следующий нормативный акт такого характера – Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792. В нем идет речь об утверждении перечня продукции, подлежащй обязательной маркировке. Формирование национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный Знак на базе Центра Развития Перспективных Технологий должно завершится к 2024 году.

30.06.2018 г. президент страны подписал внесенные в ФЗ-15 изменения, сдвигающие стартовый запуск обязательной маркировки табака с 01.07.2018г. на 01.03.2019 г.

Причины введения маркировки

Итак, запуску цифровой маркировки табачной продукции способствовала неутешительная рыночная ситуация – доля незаконного оборота в этой отрасли до минувшего года неустанно росла. Поэтому с 15 января 2018 г. на территории России стартовал пилотный двухэтапный проект маркировки. Оператором эксперимента выступил ЦРПТ.

В эксперимент вступили многие ведущие производители (Филип Моррис, JTI, Imperial Tobacco Group, др.) и крупные дистрибьюторы («СНС», «Мегаполис»). В итоге, было пронумеровано свыше 155 млн. пачек сигарет (по состоянию на конец минувшего года). В целом, проект получил положительную оценку. Теперь, с марта 2019 стартует обязательная маркировка всех табачных изделий.

Головной офис
Россия г. Москва, ул. Малая
Семеновская улица, 11/2с4
Дополнительные офисы
Россия г. Саратов,
ул. Московская, 66
Россия г. Томск,
пр. Ленина 30/2
Россия г. Кемерово,
ул. Тухачевского, д.22 б
Республика Беларусь г. Могилев,
п-кт Пушкинский, д.40А
  • Могилев
    доб: 321
  • Москва
  • Саратов
    доб: 340
  • Томск
  • Кемерово
    доб: 405